Запись для занятий в секциях по телефонам:

(3452) 30-59-86

625049, Россия, г. Тюмень,

ул. Магнитогорская, 11.

11, Magnitogorskaya st., Tyumen,

625049, Russia.

(3452) 35-33-35

625000, Россия, г. Тюмень,

ул. Ямская, 59/2.

59/2, Yamskaya st., Tyumen,

625000, Russia.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ КАРАТИСТОВ СТИЛЯ КЁКУСИНКАЙ


 

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ КАРАТИСТОВ СТИЛЯ КЁКУСИНКАЙ

Председатель Тюменской областной федерации кёкусинкай каратэ, международный инструктор, эксперт по кёкусинкай каратэ, А. С. Манукян, сэнсэй, IV дан, Тюмень

Доктор педагогических наук, профессор В. В. Ким
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург

Высшая степень подготовленности спортсмена характеризуется его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности: спортивно-технической, физической и двигательно-координационной, тактической и технической (Ф. П. Суслов, Ж. К. Холодов, 1997; И. И. Сулейманов с соавт., 1997, и др.). В видах спорта с активным мышечным сокращением двигательная подготовленность является одной из ведущих составных частей общей, интегральной подготовленности спортсмена. В полной мере это положение применимо и к спортивным единоборствам, в том числе и к каратэ [4, 8]. Двигательная подготовленность - компонент интегральной подготовленности спортсмена, отражающий уровень проявления его двигательных способностей в определенный момент времени (Ф. П. Суслов, Ж. К. Холодов, 1997; Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, 2000, и др.)

В свою очередь, двигательная подготовленность складывается из следующих видов подготовленности спортсмена: физической и двигательно-координационной.

Система научно методического обеспечения подготовки спортсменов в восточных единоборствах создается преимущественно путем механического переноса к российским условиям не адаптированных азиатских методик подготовки единоборцев, а также применительно к взрослым спортсменам методик единоборств, используемых в силовых ведомствах (М. Ояма, 1992; М. Накаяма, 2001; О. В. Трусова, 2000; И. В. Котов, Г. К. Снустиков,1992). В то же время в советском и российском спорте имелись и имеются богатые традиции и весомые научно-методические разработки по обеспечению подготовки спортсменов в целом (В. К. Бальсевич, Л. П. Матвеев, Ю. В. Верхошанский, В. Н. Платонов, В. С. Фарфель и др.) и юных спортсменов в частности (В. П. Филин, М. Я. Набатникова, Н.Г. Озолин, В. С. Хрущёв и др.). Собственные исследования показали, что в современной литературе (А.И. Танюшкин, В. П. Игнатов, И. Б. Линдер, В. В. Подойницин) аспект регламентации и нормирования нагрузки в восточных единоборствах недостаточно разработан. Назрела необходимость в глубокой проработке содержания методик развития основных физических и двигательно-координациоонных качеств юных спортсменов со строгим учётом уровней здоровья, двигательной и функциональной подготовленности юных каратистов. Ранняя диагностика степени переносимости физических нагрузок (по показаниям физической и координационной подготовленности, а также мозгового кровообращения) позволит избежать перенапряжения функций организма и повысить уровень здоровья занимающихся [1, 8].

Содержание раздела общей физической подготовки юных спортсменов получило частичное научное обоснование на примере таких видов единоборств, как фехтование (А. Д. Мовшович, 1996), борьба (М. А. Рабаданов, 1993), бокс (В. А. Стрельников, 1992), кикбоксинг (А. Куликов, 2000). В то же время анализ специальной литературы по каратэ показал, что большая ее часть посвящена описанию базовой техники единоборств, а также духовным основаниям восточных единоборств. Проблема собственно двигательной подготовки каратистов, связанная с развитием их физических и двигательно-координационных качеств, остается малоизученной, что требует дальнейшего исследования этой проблемы и соответственно разработки содержания раздела как общей, так и специальной физической подготовки юных каратистов стиля кёкусинкай.

Объектом исследования была система физической подготовки юных спортсменов, занимающихся кёкусинкай каратэ, предметом исследования - теоретические и методические аспекты содержания и видов физической подготовки юных каратистов стиля кёкусинкай.

Цель исследования

- на основе анализа имеющегося научно методического опыта и результатов собственных исследований разработать систему физической подготовки юных каратистов (стиль кёкусинкай каратэ).

Гипотезой исследования было предположение о том, что творческая переработка имеющегося теоретического и методического опыта подготовки юных спортсменов в европейских и азиатских странах, а также собственные эмпирические исследования тех или иных сторон физической подготовленности современных юных спортсменов, занимающихся кёкусинкай каратэ, позволят разработать систему научно методического обеспечения их физической подготовки в целом и ее отдельных видов: силовой, скоростно-силовой, скоростной, выносливости, гибкости, а так же двигательно-координационной.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы физической подготовки спортсменов в восточных единоборствах.

Соотношение средств ОФП и СФП в годичном цикле начальной подготовки юных каратистов стиля кёкусинкай, %

Средства тренировки

Этапы годичного цикла начальной подготовки

I (5 мес.)

II (5 мес.)

Общая физическая подготовка

Скоростно-силовые качества

Выносливость

Гибкость

Координационные качества

80

25

10

10

25

70

20

15

15

20

Специальная физическая подготовка

20

30

2. Определить содержание и технологию планирования физической подготовки юных спортсменов.

3. Разработать методику регулирования процесса физической подготовки юных каратистов.

4. Определить содержание и технологию контроля за физической подготовленностью юных каратистов.

Основными методами исследования выступили:

- теоретический анализ и обобщение литературных источников по проблеме физической подготовки в спорте;

- анализ документов: протоколов соревнований; протоколов сдачи нормативов по физической подготовленности; учебно-тренировочных журналов;

- путь (анкетирование и интервью) ведущих специалистов, тренеров, спортсменов (метод экспертных оценок);

- педагогическое наблюдение: хронометраж тренировочной и соревновательной деятельности юных каратистов;

- педагогическое тестирование физической подготовленности юных каратистов различных возрастных категорий и спортивной квалификации;

- измерение морфофункциональных показателей: антропометрических (вес, рост, тип телосложения и др.) и физиологических (физическая работоспособность, показатели деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной систем);

- математико-статистический.

Научно исследовательская работа началась в 1999 г. и проводится по настоящее время на базе Тюменской областной федерации кёкусинкай каратэ (г. Тюмень). На протяжении педагогического экспериментального исследования в педагогических тестированиях и наблюдениях приняли участие свыше 300 юных каратистов различных возрастных категорий (7-17 лет) и спортивной квалификации.

В результате серии научно экспериментальных исследований по разработке и обоснованию содержания и технологии планирования физической подготовки юных каратистов (стиля кёкусинкай каратэ), методики регулирования этого процесса были получены определенные научные и практические результаты.

1. Проведен анализ состояния проблемы физической подготовки спортсменов в восточных единоборствах.

Общетеоретический анализ проблемы исследования физической подготовки спортсменов выявил сущность физических и двигательно-координационных качеств и способностей человека посредством анализа их понятий; показал существующие классификации соответственных качеств и способностей; выделил факторы, определяющие уровень проявления двигательных качеств и способностей, а также раскрыл содержание современных методик развития физических и координационных качеств спортсменов.

Специально теоретический анализ физической подготовки спортсменов в кёкусинкай каратэ показал, что большая часть специальной литературы посвящена описанию базовой техники единоборств, формальных упражнений (ката), а так же духовных составляющих восточных единоборств [2, 3, 5, 6].

Недостаточно проработана проблема собственно двигательной подготовки каратистов, а также не раскрыты проблемы, затрагивающие возрастные закономерности развития физических и двигательно-координационных качеств и в целом структуру двигательной подготовленности юных каратистов.

2. Теоретически обоснованы содержание общефизической подготовки юных каратистов стиля кёкусинкай и методика регулирования процесса общефизической подготовки каратистов 7-10 лет.

В результате теоретического обоснования содержания общефизической подготовки юных каратистов стиля кёкусинкай выявлено оптимальное соотношение средств общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) в годичном цикле этапа начальной подготовки. На первом этапе (5 мес.) соотношение средств ОФП и СФП составляет 80:20, при этом 30 % общего тренировочного времени направлено на развитие координационных способностей, 30 % - на развитие скоростно-силовых качеств, по 10 % - на развитие общей выносливости и гибкости. На втором этапе соотношение средств ОФП и СФП составляет 70:30, при этом 20 % времени занимаем развитие координационных способностей, 20 % - скоростно-силовых, 15 % - общей выносливости и 15 % - гибкости (см. таблицу).

Основанием для данного распределения времени в годичном цикле начальной подготовки каратистов 7-10 лет явились исследования М. А. Рабаданова [7], апробированные на этапе начальной подготовки юных борцов дзюдоистов.

Основу содержания ОФП юных каратистов стиля кёкусинкай составили: задачи развития основных физических и координационных качеств; общеподготовительные упражнения (от строевых и общеразвивающих до специально направленных); методы как общей, так и частичной регламентации нагрузки; общие организационно методические указания.

Эффективность разработанного содержания ОФП юных каратистов подтвердилась в результате опытно экспериментального исследования и выразилась в виде достоверного повышения уровня физической и координационной подготовленности каратистов 7-10 лет. К моменту окончания педагогического эксперимента уровень физической и координационной подготовленности каратистов экспериментальной группы по большинству показателей оказался достоверно выше таковой в контрольной группе (р<0,05).

Литература

1.

Ким В. В.К вопросу регламентации физических нагрузок школьников 7-10 лет/ В. В. Ким, А. С. Манукян// Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий/ Материалы региональной науч. практ. конф. - Тюмень: изд-во "Вектор Бук", 2001. - С. 61-63.

2.

Микрюков В. Ю.Каратэ: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Ю. Микрюков. - М.: Издат. центр. "Академия", 2003. - 240 с.

3.

Мисакян М. А.Каратэ Кёкусинкай: Самоучитель / А. А. Мисакян.- М.: ФАИР ПРЕСС, 2002. - 400 с.

4.

Набатникова М. Я.Основы управления подготовкой юных спортсменов/ М. Я. Набатникова. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

5.

Оранский И. В.Восточные единоборства/ И. В. Оранский. - М.: Советский спорт, 1990. - 80 с.

6.

Ояма М.Это каратэ: пер. с англ. А. Куликова / М. Ояма. - М.: ФАИР ПРЕСС, 2002. - 320 с.

7.

Рабаданов М. А.Рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки при обучении техническим действиям начинающих юных борцов(10-12 лет): автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. А. Рабаданов. - СПб., 1993. - 21 с.

8.

Сулейманов И. И.Состояние проблемы исследования двигательной подготовленности спортсменов в восточных единоборствах// Здоровье и физические упражнения: сб. статей / И. И. Сулейманов, А. С. Манукян. - Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2000. - С. 206-209.


HomeНа главнуюLibraryВ библиотекуLibraryОбсудить в форумеup

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!